|
| |
Сообщение: 577
Зарегистрирован: 11.10.11
|
|
Отправлено: 23.12.18 01:14. Заголовок: Очередной приступ по..
Очередной приступ попытки удушения интернета в России Российские власти хотят изолировать интернет. Теперь у нас будет как в Китае? 14 декабря в Госдуму внесли (Клишас и Луговой) законопроект, который позволяет властям изолировать российский сегмент интернета и фильтровать входящий интернет-трафик. «Медуза» попросила технического директора проекта «Роскомсвобода» Станислава Шакирова ответить на тревожные вопросы о новой инициативе российских властей. Вы могли бы в одном абзаце объяснить суть законопроекта об изоляции российского сегмента интернета? Что хотят сделать власти? Если коротко, этот законопроект позволяет властям при необходимости отключить «внешний интернет» и фильтровать трафик — как внутренний, так и внешний. «Внешний интернет» — это те сайты и сервисы, которые физически находятся за пределами России, то есть на зарубежных серверах. То есть в случае, если у властей появится «рубильник», они смогут оставить работать только те ресурсы, которые размещаются внутри страны. Не стоит думать, что речь идет только о тех сайтах, которые заканчиваются на .ru — доменное имя не зависит от расположения ресурса: к примеру, site.ru может принадлежать «внешнему интернету», а site.com — к «внутреннему». Новая инициатива властей выглядит важным этапом целого государственного курса: в течение нескольких лет власти пытаются придумать, как им обезопасить себя от массовых протестов, участники которых координируют свои действия в интернете. Все началось после «арабской весны» и протестов на Болотной площади: власти стали вводить репрессивные законы в области интернета и консолидировать ключевые элементы инфраструктуры российского сегмента сети (выходные магистрали, точки обмена трафика, ключевые российские интернет-сервисы) в руках окологосударственных компаний. 14 декабря в Госдуму внесли (Клишас и Луговой) законопроект, который позволяет властям изолировать российский сегмент интернета и фильтровать входящий интернет-трафик. «Медуза» попросила технического директора проекта «Роскомсвобода» Станислава Шакирова ответить на тревожные вопросы о новой инициативе российских властей. Вы могли бы в одном абзаце объяснить суть законопроекта об изоляции российского сегмента интернета? Что хотят сделать власти? Если коротко, этот законопроект позволяет властям при необходимости отключить «внешний интернет» и фильтровать трафик — как внутренний, так и внешний. «Внешний интернет» — это те сайты и сервисы, которые физически находятся за пределами России, то есть на зарубежных серверах. То есть в случае, если у властей появится «рубильник», они смогут оставить работать только те ресурсы, которые размещаются внутри страны. Не стоит думать, что речь идет только о тех сайтах, которые заканчиваются на .ru — доменное имя не зависит от расположения ресурса: к примеру, site.ru может принадлежать «внешнему интернету», а site.com — к «внутреннему». Новая инициатива властей выглядит важным этапом целого государственного курса: в течение нескольких лет власти пытаются придумать, как им обезопасить себя от массовых протестов, участники которых координируют свои действия в интернете. Все началось после «арабской весны» и протестов на Болотной площади: власти стали вводить репрессивные законы в области интернета и консолидировать ключевые элементы инфраструктуры российского сегмента сети (выходные магистрали, точки обмена трафика, ключевые российские интернет-сервисы) в руках окологосударственных компаний. Идеи российских властей, конечно, ближе к китайской модели. В Китае действует глобальная национальная система фильтрации и блокировок неугодных правительству КНР ресурсов и сервисов. «Противозаконная», с точки зрения китайских властей, информация автоматически вычищается, например посты про независимость Тайваня. Но едва ли в России можно в точности воспроизвести китайскую модель: слишком много различий между этими странами — в политической культуре, технологиях, экономических возможностях. Например, Китай успешно заменил все популярные западные сервисы (поисковики, платежные системы, социальные сети и прочее) национальными и полностью подконтрольными. И создал достаточно серьезную инвестиционную инфраструктуру для развития своих стартапов. В России же такое невозможно из-за достаточно небольшого рынка и недружелюбной бизнес-среды: большинство российских стартапов уезжает из России на Запад. Менталитет пользователей тоже другой: китайцы не знали другого интернета, кроме подцензурного, а в России до 2012 года это была совсем свободная сфера. Что касается КНДР, там работает не интернет, а замкнутый интранет, не связанный с глобальной сетью. Там нет цифровой экономики, нет сервисов, к которым мы уже успели привыкнуть (банк-клиентов, платежных систем, средств массовой информации). Этот пример никто не считает успешным, и никто к нему не стремится, поэтому жителям России вряд ли стоит его ожидать. Хотя чисто теоретически законопроект в своей текущей редакции позволяет устроить что-то подобное.
|